Сфинкс (от древнегреческого Σφίγξ, Σφιγγός - "сжимать", "удушать") — мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Хотя название и греческое, миф о сфинксе зародился, по всей видимости, в Египте, где можно найти первое его изображение - Большой Сфинкс долины Гиза, страж египетских пирамид, сохранившийся и по сей день. Из Египта, легенды о сфинксе распространились в Ассирии, Греции, а затем и в Европе. Перекочевав из Египта в Грецию, сфинкс сменил пол - если в стране фараонов он изображался как бескрылое мужское существо, то в Греции сложился образ как существа с женской головой и телом льва, к тому же с крыльями. Но в общем, эти два существа были внешне схожи. Если с внешним видом сфинкса все более-менее ясно, впечатляющий Большой Сфинкс долины Гизы является неким образом, столь величественным, что дальнейших вариаций с внешностью и не требуется. Однако не смотря на стабильность видимого образа, во всем остальном сфинкс выступал очень загадочным, непонятным, а подчас и противоречивым, существом. Пожалуй, самым загадочным из всех вымышленных существ. Так, если в Египте сфинкс почитался божественным существом, символом власти фараонов (именно поэтому на изображениях фараоны, восседающие на троне, опирались на лапы льва), то у шумеров, примерно на этом же этапе развития, сфинкс олицетворяет воплощение зла, гнева и коварства. Греческий сфинкс был не менее зловещ: чудовище ассоциировалось с болезнями и смертью, считалось, по указанию Аполлодора, дочерью Цифея и Ехидны. Дыхание сфинкса - знойный ветер, губительный для всего живого. В Греции была сложена и самая известная легенда о сфинксе и загадках. Легенда эта, вкратце такова: на город Фивы Герой было послано чудовище - Сфинкс, за прегрешения их правителя Лая, город сильно страдал от чудовища, нападавшего на путников. У чудища было туловище льва, голова и грудь женщины. Сфинкс лежал на придорожном камне и останавливал каждого, кто проходил мимо, предлагая ему отгадать загадку (загадкам Сфинкса обучили Музы). Пройти мимо него могли только те, кто отгадывал, остальным суждено было умереть. Никто так и не сумел дать правильный ответ, и все погибли. Будущий правитель Фив - Эдип не испугался рассказа и направился к Сфинксу, который спросил его: "Кто утром ходит на четырех лапах, днем – на двух, а вечером – на трех?" Эдип ответил: "Человек, который в детстве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте – на двух ногах, а в старости – с посохом". Сфинкс был побежден и убрался восвояси (по другой версии сбросился со скалы). В средневековье, отношение к сфинксу сложилось Греции, поэтому неудивительно, что его называли и воплощением нвеежества, врагом любви и красоты и даже символом инквизиции. Лишь Фрэнсис Бэкон считал сфинкса символом науки и знания. Согласно Бэкону, сфинкс символизировал человека, стремящегося к знаниям. Вот отрывок из книги Бэкона: "Знание в руках невежественного и неумелого человека, без преувеличения, становится чудовищем. Знание многогранно и может быть применено по‑разному. У него лицо и голос женщины – олицетворение его красоты. У знания есть крылья, потому что научные открытия распространяются очень быстро, невзирая на границы. Острые и цепкие когти нужны ему для того, чтобы аксиомы и аргументы проникли в человеческое сознание и накрепко удерживались в нем, так, чтобы от них нельзя было избавиться. И если они неправильно поняты или использованы, они приносят беспокойство и мучения тем или иным путем и в конце концов просто разрывают сознание на куски". Современник Ф.Бэкона - Михаэль Майер, развивает эту теорию. Майер советует любому здравомыслящему человеку не забывать о том, что истина постигается путем преодоления многих ошибок и ошибки эти всегда мучительны: "Это то, что философы древности пытались сказать нам, говоря о сфинксе". Для Майера сфинкс – символ "труднодоступности и запутанности искусства философствования" не только для фивян, но и для египтян задолго до них. Сфинкс загадывает загадки, стоя перед "вратами философии", и "не вредит тем, кто проходит мимо; того же, кто, считая себя мудрым и достойным, пытается отгадать загадку, в случае неудачи ждет разрушение: его сердце будет разорвано сомнениями и он потеряет рассудок – таков смысл философии, и тот, кто понимает его, поймет и меня". С пониманием сфинкса как символа знания неплохо соотносится и объяснение Гегеля, насчет природы происхождения сфинкса - "Человеческая голова на зверином теле олицетворяет Разум, возвышающийся над Природой, который, однако, не в состоянии полностью оторваться от своей связи с ней". Объяснить происхождение сфинкса пытались многие, приводя при этом довольно интересные аргументы. Не остался в стороне и дедушка Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.). Что сказать, Фрейд в своем репертуаре, и объясняет образ сфинкса он, как всегда, через призму "сексуальной озабоченности". Фрейд высказывает мысль о том, что «легенда о царе Эдипе возникла из первобытных сновидений, содержавших подсознательное желание ребенка вступить в половые отношения с родителями, появляющееся с началом полового созревания». Другими словами, история Эдипа, по Фрейду, отражение сна о половом контакте с матерью... Я бы сказал, объяснения образа дают кто во что горазд... Как видим, различных теорий и объяснений об образе сфинкса сложилось очень много. Неоднозначность образа вылилась и в неоднозначность символизма - сфинкса представляли и как защитника, и как разрушителя, и как мудреца... Однако, несомненно то, что сфинкс - это загадка, какой был раньше, такой остается и сейчас.
|